Umpqua Bank - шопинг вместо банкинга
Американский Umpqua Bank
- яркий пример, подтверждающий то, что на рынке лидируют компании,
делающие то же, что и другие, но по-другому. Именно нестандартный подход
к продаже услуг и обслуживанию клиентов превратил Umpqua Bank в
узнаваемый бренд, приносящий компании весомую прибыль.
Но так было не всегда: 16 лет назад банк располагал $135 млн. активов
и владел сетью из 6 отделений в штате Орегон. При этом даже на
локальном рынке он уступал двум более сильным конкурентам - Wells Fargo и
US Bank.
Все изменилось в 1994 году, когда к управлению Umpqua Bank пришел Рэй
Дэвис, банковский консультант и генеральный директор фирмы U. S.
Banking Alliance.
Чистой воды маркетинг
Годы работы в банковской сфере убедили Дэвиса в том, что
единственное, в чем небольшие банки могут соперничать с крупными
игроками рынка, - это маркетинг и имидж. В отличие от консервативных
клиентов Дэвиса, акционеры Umpqua Bank поддержали его концепцию,
предоставив ресурсы для ее реализации.
В чем же заключалась идея Дэвиса? В том, чтобы изменить
отношение к банку. А именно: взяв за основу модель розничной торговли,
превратить банкинг в шопинг, а отделения банка - в финансовые магазины.
До запуска сети финансовых магазинов руководители Umpqua Bank активно
изучали лучшие предприятия торговли и сферы услуг, перенимая их опыт
обслуживания клиентов. И первый пилотный магазин, открывшийся в 1995
году, действительно имел мало общего с типичным банковским офисом.
Большую часть помещения занимало кафе, в котором можно было выпить
ароматного кофе, поесть мороженого или выйти в Интернет. Перед широкими
экранами телевизоров разместились уютные диваны и кресла со столиками,
на которых лежали свежие газеты и рекламные проспекты Umpqua Bank.
В поддержку концепции "небанковского" шопинга финансовые магазины
наполнились реальными товарами, которые можно было рассмотреть,
потрогать и при желании купить.
На выбор посетителям были предложены изделия местных умельцев,
полотна художников, диски музыкантов, образцы продуктов локальных
компаний и, конечно же, банковские продукты, упакованные в яркие
дизайнерские коробки.
Превратив банковские услуги в обычный
товар, Umpqua Bank сумел изменить отношение посетителей к банкингу. Они
перестали воспринимать финасовые услуги как что-то сложное и непонятное.
Возможность неформального общения с работниками банка также облегчает
понимание. Сотрудники редко сидят на рабочих местах, а чаще находятся в
зале, чтобы поддержать диалог с посетителями и заодно рассказать им об
услугах компании.
Модель розничной торговли полностью изменила подход к работе у
сотрудников банка, которые так и говорят: "Мы не банкиры, а ритейлеры! У
нас нет отделений, у нас есть магазины!"
Starbucks банковской индустрии
Сделав ставку на нетрадиционный банкинг, Рэй Дэвис не забыл о местных
традициях и сумел использовать их для привлечения клиентов. В маленьких
городках банки всегда были центром общения: жители собирались в стенах
банка, чтобы обсудить вопросы общины. Эту незаслуженно забытую традицию и
возродил Рэй Дэвис в своих магазинах.
В итоге для горожан Umpqua Bank стал третьим местом между работой и
домом. Люди собираются здесь, чтобы встретиться и поболтать с друзьями
за чашкой бесплатного кофе. Но и это еще не все, ведь недаром Umpqua
Bank прозвали Starbucks банковской индустрии.
Помещения банка используются для занятий йогой, семинаров для
коллекционеров произведений искусства, курсов для предпринимателей. А в
некоторых магазинах есть возможность оставить собаку и в определенные
дни получить консультацию ветеринара.
Кроме того, любой посетитель Umpqua Bank может принять участие в
организации досуга и предложить свою идею мероприятия. Если предложение
понравится банку, то он предоставит площади для его проведения.
Едва ли такая форма ведения бизнеса полностью осуществима в
российской глубинке, но многие способы взаимодействия с клиентами точно
можно смело брать на вооружение. Как минимум, то, как в Umpqua Bank
подходят к обслуживанию и привлечению клиентов.
Здесь даже детей воспринимают как потенциальных клиентов, предлагая
им бесплатное мороженое и лимонад. Известно, что воспоминания детства -
самые стойкие, а потому вероятность того, что, повзрослев, дети вспомнят
об Umpqua Bank и захотят стать его клиентами, очень высока.
Банкинг будущего
В 2007 году для того, чтобы идти в ногу с прогрессом и
соответствовать новой концепции - банкингу будущего, Umpqua Bank создал
собственную "Лабораторию инноваций". Вот лишь некоторые технологические
новинки, появившиеся в магазинах банка благодаря наработкам лаборатории:
Product Wall - интерактивная плазменная панель, демонстрирующая клипы
об услугах банка и позволяющая посетителям получить подробную
информацию.
Community Wall - интерактивный дисплей, предлагающий вниманию посетителей расписание мероприятий, проводимых в банке.
LocalSpace - собственная социальная сеть банка, разработанная для общения сотрудников и клиентов банка.
Computer Cafe - встроенные в столешницу ноутбуки, предоставляющие
посетителям быстрый доступ в Интернет и к сервисам интернет-банка.
Interactive and In-store Shopping - актуальный обзор ассортимента товаров, предлагаемого в магазинах банка.
Ask an Expert - система видеоконференций, позволяющая посетителям
проконсультироваться с тем или иным специалистом банка и при
необходимости отправить копии документов, воспользовавшись сканером или
факсом.
Все эти новшества позволяют банку осуществлять масштабную
информационную поддержку клиентов с наименьшим числом обслуживающего
персонала. Стоит отметить и то, что к организации работы сотрудников Рэй
Дэвис также подошел не совсем стандартно.
Вопреки привычной для банковской сферы тенденции специализации,
работники Umpqua Bank - универсалы, способные помочь клиентам в
выполнении любой операции. Например, кассир может принять заявку на
ипотечный кредит, а сотрудник кредитного отдела - проводить посетителя к
банковской ячейке.
Кроме того, сотрудники банка заботятся и о
настроении клиентов. Например, выполнение любой транзакции клиента
непременно сопровождается шоколадными монетами, которые подаются на
серебряном блюде.
Сам Рэй Дэвис так описывает формулу своего успеха: "Мы не делаем
ничего экстраординарного, - говорит он. Это чистой воды маркетинг.
Финансовые продукты разных банков практически одинаковы. Все дело в том,
как вы их преподносите, и какое впечатление производите на ваших
клиентов, партнеров и конкурентов".
Umpqua Bank после прихода Рэя Дэвиса
- За последние 15 лет банк вырос с 6 отделений в штате Орегон до 154
магазинов по всему тихоокеанскому побережью. Его активы увеличились со
$135 млн. в 1994 году до $9 млрд. в 2009-м, а число сотрудников - с 40
до 1836 человек.
- Даже в период финансового кризиса Umpqua Bank оставался прибыльным.
Так, к концу 2008 года банк обслуживал более 7500 ипотечных кредитов, и
только 2 из них оказались не обеспеченными.
- В 2008 году журнал Fortune поместил Umpqua Bank на 13 место в списке
100 лучших компаний. Кроме того, за работу по созданию "социально
ответственной профессиональной среды" банк оказался среди коммерческих
организаций "Companies that Care".
|