Стратегия, миссия и видение компании: где вы сейчас и где окажетесь завтра
Видение без действия - это мечта. Действие без видения - это кошмар. Японская пословица
В характере каждой компании есть что-то от ее основателя. И чем
меньше бизнес, тем заметнее сходство. Эмерсон верно подметил:
"Организация - это удлиненная тень одного-единственного человека". Но
унаследовав взгляды своего владельца, бизнес часто меняет их,
повзрослев.
Меняется все: идеи, клиенты, сотрудники, рынок, но неизменным должно
быть одно - четкое видение и ясные цели. Стратегия, миссия, цели -
беспечно не брать их в расчет, считая уделом маститых компаний.
Миссия и видение компании
Хорст Шульце, президент сети отелей The Ritz-Carlton как-то сказал:
"Безнравственно просить людей работать без цели. И наша обязанность
помочь им ее найти".
Миссия компании - это как раз то, что наделяет ее работу смыслом и
делает сотрудников более целеустремленными. Главным образом, миссия
отвечает на вопрос: "Что, как и для кого делает компания?" и в
доходчивой форме объясняет то, ради чего существует организация.
Например, миссия компании SAS звучит как "лучшая авиакомпания для
бизнесмена". Такое послание понятно всем: и клиентам, и сотрудникам, и
акционерам.
"Миссия - это "невидимая рука", которая направляет и организует
коллективную работу служащих ее отделений в разных географических
регионах". Ф. Котлер, гуру маркетинга.
"Миссия - это "клей", который не позволяет компании распасться по
мере роста, децентрализации, диверсификации". "Миссия - это то, кем мы
можем быть, а не то, кем и чем мы хотим быть". В. Смерек, тренер и консультант.
Кроме фактической составляющей миссия может передавать философию
компании, подчеркивая ценности, которых организация придерживается в
своей работе.
Миссия, видение и ценности компании Kodak
В корпоративных ценностях отражаются руководящие принципы компании. В
дальнейшем то, насколько организация следует заявленным убеждениям,
определяет уровень доверия к ней со стороны клиентов и сотрудников.
Ключевые ценности The Walt Disney Company - воображение и благотворное влияние.
У Sony - возвышенность японской культуры, "быть первопроходцем, а не последователем", стремление к невозможному.
А для Ikea - инновации, скромность, простота, учет интересов большинства.
В миссии Вы сообщаете о том, где Ваша компания находится сейчас. То,
где Вы хотите оказаться завтра, передает Ваше видение - оно формирует
будущий образ Вашего бизнеса.
И если миссия может формулироватья в общих словах, то видение должно
быть предельно конкретным. Например, достичь 40% доли рынка в отрасли
или добиться $1 млн. годового оборота.
Важно, чтобы видение компании не только обращалось к коммерции, но и
вдохновляло сотрудников. Для этого оно должно создаваться в неразрывной
связи с миссией компании, быть амбициозным и реалистичным одновременно.
Например, видение Тэда Тернера из CNN состояло в том, чтобы "стать
мировым лидером новостей".
Миссия и видение часто подменяют друг друга, но видение, в отличие от
миссии, всегда задает вектор движения и закрепляет намерения компании.
Стратегия компании
На основании видения компании формируется стратегия бизнеса, которая
распределяет ресурсы бизнеса и фиксирует долгосрочные и краткосрочные
цели.
"Стратегия компании - это комплексный план управления, который должен
укрепить положение компании на рынке и обеспечить привлечение и
удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение
глобальных целей". А. Дж. Стрикленд III, американский профессор стратегического менеджмента.
Стратегия исходит из миссии, видения и ценностей компании
Таким образом, миссия, видение, стратегия и цели компании, постоянно
взаимодействуя, составляют стратегический план ее развития. И суть
стратегического планирования сводится к ответам на 4 вопроса:
- Где мы находимся?
- Куда мы хотим попасть?
- Как мы этого можем достичь?
- Можем ли мы это себе позволить?
Ответить на эти вопросы оказывается не так просто, но просто необходимо, если Вы решили прийти на рынок всерьез и надолго.
Что общего между стратегией и спагетти
Миссия, ценности и стратегия компании становятся главными
ориентирами, позволяющими вести бизнес в соответствии с выбранным
курсом. Именно они являются мерилом для новых идей и концепций.
"Говорят, итальянцы для того, чтобы проверить готовность спагетти,
бросают их небольшую часть об стену. Если спагетти прилипнут, значит,
они готовы. Между идеей, миссией, стратегией и спагетти существует
прямая связь.
Когда у члена команды возникает новая идея или подход, прежде всего
их исследуют на соответствие миссии и стратегии. Если идея прилипла к
модели миссии и стратегии, можно продолжать". Джеймс М. Хейдема, Кэрол А. МакКензи "Как создать команду, увлеченную своим делом".
От тезисов к действиям
Миссия и видение компании должны быть осязаемы каждым сотрудником в
виде конкретных действий. Иначе они будут восприниматься не более, чем
формальность, а в худшем случае вызывать раздражение.
Миссии, созданные для галочки и рекламных буклетов, не имеют ничего
общего с философией бизнеса. Для того, чтобы миссия вовлекала
сотрудников, важно донести до них то, как они могут ей следовать,
выполняя свою работу.
Например, сеть отелей The Ritz-Carlton предлагает сотрудникам 20 принципов (кодекс поведения при выполнении миссии)
и внимательно следит за тем, чтобы миссия компании воспринималась не
только на всех уровнях организации, но и на личностном уровне. В итоге
каждый сотрудник знает, какой вклад в общее дело он может внести.
Принцип работы миссии на всех уровнях в The Ritz-Carlton
Миссия компании - неустанная забота и обеспечение максимального комфорта каждому гостю
Ян Карлзон,
решивший сделать из SAS "лучшую в мире авиакомпанию для пассажиров
бизнес-класса", регулярно рассылал своим служащим листовки-обращения,
где простым языком излагал свои идеи. Кроме этого, каждый работник
получал "маленькую красную книжку" - руководство о том, как следовать
миссии.
А в косметической фирме The Body Shop есть специально обученные
сотрудники, обязанности которых заключаются в том, чтобы доносить
принципы и ценности компании до других работников.
Но самое главное в миссии компании, чтобы она что-то значила для Вас и Ваших сотрудников, а не была набором дежурных фраз.
"Философия предприятия действует только в том случае, если она,
действительно, хотя бы приблизительно соответствует тому, что вы пишете
на своем знамени. Не все, но от 90 до 92% идеи должно соответствовать
истине, иначе это свалится вам на голову, как бумеранг. Лучше совсем от
этого отказаться, чем поставить рядом с собой такую мерную рейку, о
которую сам автор будет постоянно спотыкаться, так как не захочет ее
перепрыгнуть". К. Кобьелль, "Мотивация в стиле экшн".
В качестве примера - несколько формулировок миссии и видения успешных компаний.
Миссия компании Intel - сохранение за собой роли ключевого поставщика
в Internet-экономике и содействие любым усилиям по повышению
эффективности Internet. Сегодня главное в компьютерах - это Internet.
Мы расширяем возможности ПК и Internet.
Видение Intel - миллиарды компьютеров с подключением к Internet,
миллионы серверов, триллионы долларов прибыли от электронной коммерции.
Философия Canon строится на принципе
Kyosei, что в переводе с японского означает "жить и работать вместе
во имя общего благо". Он формирует наши цели и ценности, наш стиль
общения и способ ведения бизнеса.
Миссия Nokia - соединяя людей, мы помогаем удовлетворению
фундаментальной человеческой потребности в связи и социальном контакте.
Nokia возводит мосты между людьми – находятся они врозь или лицом к
лицу - и помогает людям получать необходимую информацию.
Миссия Mary Kay - украшать жизнь женщин во
всем мире, предлагая клиентам качественную продукцию, открывая новые
горизонты для независимых консультантов по красоте и предоставляя им
неограниченные возможности карьерного роста, делая все, чтобы
женщины, соприкоснувшиеся с компанией Mary Kay смогли реализовать
себя.
Миссия и видение компании Starbucks - стать
ведущим поставщиком лучших сортов кофе в мире, соблюдая в ходе роста
компании наши непоколебимые принципы (место работы, где уважают
сотрудников; культурное разнообразие; высшие стандарты работы с кофе,
удовлетворение клиентов; вклад в местное сообщество; прибыльность).
Миссия Avis rent-a-car - наш бизнес - сдача автомобилей в аренду. Наша миссия - абсолютное удовлетворение клиента.
Видение Long John Silver's - стать лучшей
сетью ресторанов быстрого обслуживания в Америке. Мы предлагаем
каждому посетителю вкусные, здоровые и недорогие блюда из рыбы,
морепродуктов и цыплят, обслуживаем быстро и вежливо.
|