Starbucks: бизнес, объединивший влюбленных в кофе
Крупнейшая сеть кофеен Старбакс по праву считается одним из символов
Америки. Сегодня каждая пятая чашка кофе выпивается в США, но Говарду
Шульцу, владельцу и вдохновителю компании, пришлось много потрудиться
для того, чтобы привить американцам любовь к этому изысканному напитку.
История трех любителей кофе
Компания Starbucks была основана в 1971 году в Сиэтле (США) тремя
творческими людьми: учителем английского языка Джерри Болдуином,
учителем истории Зевом Зигалом и писателем Гордоном Боукером. Эти люди
обожали кофе и, решив поделиться своей страстью, открыли небольшой
магазин по продаже кофе.
Здесь предлагался кофе отборных сортов собственной обжарки. Продавцы
магазина с нескрываемым удовольствием делились искусством приготовления
напитка со своими немногочисленными покупателями.
Открытие магазина пришлось на сложный период: в конце 60-х годов
американцы полностью разочаровались в растворимом кофе, а о том, что
бывает еще какой-то кофе, кроме растворимого, большинство из них просто
не знало. Поэтому покупателей, действительно, было не много.
Романтичный Говард Шульц
Говард Шульц стал одним из искренних приверженцев Starbucks.
Поробовав кофе Starbucks, он сразу в него влюбился, ведь этот кофе не
имел ничего общего с тем, что он пробовал раньше.
Позже Шульц вспоминал: "Я вышел на улицу, шепча про себя: "Боже мой, какая чудная компания, какой чудный город. Я хочу стать их частью".
Оставив
пост генерального директора нью-йоркского подразделения компании
Perstorp AB, производившей посуду, Говард Шульц пришел работать в
Старбакс.
Все свои силы он направил на развитие новой компании, но бизнес шел
не так хорошо, как ему хотелось. В общей сложности у Starbucks было лишь
несколько тысяч постоянных клиентов.
1984 год стал поворотным в истории компании. Оказавшись в Италии,
Шульц открыл для себя совершенно новую культуру потребления кофе. В
отличие от американцев, итальянцы пили кофе не дома, а в уютных
кофейнях.
Идея пить кофе вне дома буквально окрылила Шульца. Он предложил
владельцам Starbucks открыть кофейню, но предложение не нашло поддержки.
Руководство придерживалось мнения о том, что настоящий кофе должен быть
приготовлен дома.
Но Шульца уже ничего не могло остановить, и в 1985 году он основал
собственную кофейню II Gionale. Дела пошли настолько хорошо, что через 2
года он выкупил Starbucks у ее основателей за $4 млн.
Во всех магазинах компании появились барные стойки, где
профессиональные бариста (специалисты по приготовлению кофе) мололи
кофейные зерна, заваривали и подавали ароматный кофе.
Бариста знали всех постоянных клиентов по именам и помнили их вкусы и
предпочтения. Но даже такой безупречный сервис не смог преодолеть
консерватизм американцев: они все еще не были готовы пить настоящий
горький кофе.
Тогда Говард Шульц решил готовить кофе светлой обжарки -
более легкий и привычный для среднего американца. И это принесло успех
его бизнесу: Америка прониклась любовью к этому кофе.
Кофейни Старбакс принимали все больше посетителей, а продажи кофе в
магазинах оставались на прежнем уровне. Так основной бизнес компании
превратился в сопутствующий.
Место встречи
Популярность компании Starbucks вдохновила не только потребителей, но
и конкурентов. Повсеместно стали открываться похожие кофейни, но с
более низкими ценами. Даже в ресторанах быстрого питания и на заправках
появилась реклама "Эспрессо", чтобы завлекать клиентов.
Starbucks важно было сохранить свою уникальность. Компания сделала
ставку на позиционирование и анонсировала свои принципы: романтика,
роскошь для всех, спокойствие и неофициальная обстановка.
Следуя заявленным преимуществам, Starbucks полностью меняет формат кофеен, превращая их в лучшее место для общения.
Площади заведений увеличились в десятки раз, а высокие барные стулья у
стойки сменили уютные столики. Получив возможность сидеть отдельно от
других посетителей, американцы начали назначать встречи в Starbucks.
Говард Шульц хотел, чтобы его сеть кофеен не просто
продавала кофе, но обладала особой атмосферой, став третьим местом между
работой и домом.
В Америке Старбакс стал воплощением демократичных кофеен для нового поколения посетителей - образованных и с хорошим вкусом.
Говард Шульц подчеркивал, что его бизнес не в том, чтобы
наполнять желудки, а в том, чтобы наполнять души. Вот он, секрет успеха
Starbucks.
Бескомпромиссное качество
Популярность Starbucks продолжала расти, но компания все труднее совмещала широкий ассортимент и высокое качество продукции.
Дело в том, что в Starbucks зерна доставлялись в специальной упаковке
- двухкилограммовых пакетах. Пока такой пакет был закрыт, кофе сохранял
свою первоначальную свежесть, открытый же пакет нужно было использовать
в течение 7 дней. Для редких и дорогих сортов кофе это было
неприемлемо.
В Starbucks и здесь нашли выход. Компания создала свою
технологию получения порошкового кофе и в результате разработала
растворимый кофе, максимально приближенный к натуральному. Качество кофе
не пострадало, а вопрос издержек был успешно решен.
В 90-е годы Америку уже захлестнула настоящая кофемания и одержимость
Starbucks. Компания росла бешеными темпами - ежедневно открывалось до 5
новых кофеен. К концу 1990-х годов Starbucks насчитывает уже более 2000
заведений и получает признание в Японии и Европе.
В это же время в Калифорнии, самом богатом и густонаселенном штате
США, набирает силу идея здорового питания. Калифорнийцы принялись
считать каждую калорию и решили, что напитки, сделанные на жирном
цельном молоке, вредны для здоровья.
Поначалу в Starbucks противились модному веянию, опасаясь, что обезжиренное молоко не позволит сохранить прежний вкус кофе.
Диетический кофе не вводили в продажу, пока компания не начала терять
клиентов. Так в меню появились напитки, лишенные вкуса настоящего кофе,
но удовлетворяющие вкусам потребителей, заботящихся о своем здоровье.
Бизнес Starbucks работал как часы, и в 2000 году Говард Шульц решил
отойти от прямого руководства компании, чтобы заняться новыми
бизнес-проектами.
К 2005 году Старбакс превратилась в глобальную сеть, включающую более
8300 кофеен. По итогам 2007 года было открыто уже 15700 кофеен
Starbucks в 43 странах мира, в том числе и в Москве. Доходы компании за
2007 год составили $9,4 млрд.
Известность Starbucks достигла такого уровня, что журнал
The Economist ввел "индекс Starbucks", аналогичный популярному "индексу
BigMack".
Этот индекс является показателем экономической ситуации в стране и
определяется ценой стандартной чашки кофе в кофейни Starbucks.
Возвращение лидера
В 2007 году ситуация в Starbucks начала серьезно беспокоить Говарда
Шульца: посетители кофеен жаловались на "утрату духа романтики". Шульц
прекрасно знал, в чем дело, и неоднократно обращал внимание
топ-менеджеров компании на то, что:
- новые машины для варки кофе были выше прежних, а это не позволяло клиентам следить за процессом приготовления напитка;
- новые упаковки хорошо сохраняли зерна, но лишали кофейни тонкого аромата, столь притягательного для ценителей кофе.
В начале 2008 года Говард Шульц вернулся к руководству для
восстановления имиджа компании. Дополнительные коррективы внес и
экономический кризис: оптимизируя затраты, компания закрыла 600 кофеен в
2008 году и еще 300 - в 2009 году.
Сейчас все усилия компании направлены на преодоление последствий
кризиса и повышение сервиса. В этом Starbucks активно помогают и ее
клиенты, публикуя на сайте свои отзывы и предложения.
Уверена, что после кризиса Starbucks вернет утраченные позиции, тем более, что достойных аналогов компании не существует.
Рекомендую прочесть:
- Говард Шульц, Джоанна Гордон "Полный вперед! Как Говард Шульц вернул Starbucks душу"
Интересные факты о Starbucks
Название "Starbucks" происходит от фамилии одного из персонажей романа Г. Мелвилла "Моби Дик" (Старбек).
Логотипом компании стало изображение сирены с обнаженной грудью и
пупком. Образ сирены символизирует, что кофе в Starbucks доставляется из
дальних уголков мира. Оригинальный логотип Starbucks (на фото ниже) до
сих пор можно увидеть на первом магазине в Сиэтле.
Объединить кофейни
и магазины под одним именем Starbucks Шульцу посоветовал Билл Гейтс,
основатель Microsoft и один из первых инвесторов компании.
Помещения для кофеен Starbucks всегда соответствуют следующему
требованию: входная дверь обращена на восток или юг и никогда на север.
Посетители должны наслаждаться дневным светом, но он не должен им
мешать.
Музыка, звучащая в кофейнях Starbucks охватывает всю ее сеть:
композиция, которую Вы слышите в Нью-Йорке, играет в эту же минуту и в
Сиэтле. При этом каждая кофейня обладает уникальным дизайном интерьера и
атмосферой.
Год назад компания Starbucks присоединилась к списку организаций,
участвующих в программе антиСПИД-фонда (PRODUCT)RED™, и отправляяет
процент своей прибыли на исследования и лечение этого вируса в Африке.
За год компанией было собрано пожертвований, которых хватит на 7 млн. дней медицинской поддержки ВИЧ инфицированных в Африке.
В Starbucks решили отпраздновать это событие, организовав уникальный
хор музыкантов, спевших одновременно из разных уголков земного шара
песню Beatles "All You Need Is Love".
|