Секрет успеха Рэя Крока - основателя Макдоналдс
Существует мнение, что именно Рэй Крок изобрел новую форму
общественного питания и открыл братьев Дика и Мэка Макдональд. Это не
совсем так: идея фастфуда и самообслуживания пришла к братьям задолго до
того, как на их горизонте появился коммивояжер Рэй Крок.
До встречи с Кроком братья получали от своего ресторана $100 тыс.
ежегодного дохода и были довольны тем, как у них идут дела. Чего нельзя
было сказать о Кроке: его положение оставляло желать лучшего.
Позже, вспоминая свою встречу с братьями, он писал: "Мне было 52
года. У меня был диабет и артрит. Мне вырезали желчный пузырь и большую
часть щитовидной железы. Но я верил в будущее".
А еще он верил в идею фастфуда и потенциал Макдоналдс. Не побоявшись
поставить на карту все и заложить свой дом, он выкупил лицензию на
распространение франшиз компании.
Возможно,
если бы не Крок, мы бы никогда не узнали о Макдоналдс: братья Дик и Мэк
Макдональд меньше всего стремились построить сеть ресторанов. Им
хватало того, что они имели, а зарабатывать больше для них означало
"маяться с налогами".
Сегодня Макдоналдс продает 34% гамбургеров и
26% картофеля фри, реализуемых ресторанами в Америке. Каждый
пятнадцатый работник в Америке получает в Макдоналдс свою первую работу.
Когда компания вышла на биржу, стоимость
ста ее акций составляла $2 250, сегодня этот пакет оценивается в сумму,
превышающую $1 млн.
В чем же секрет успеха бизнеса Макдоналдс? Что позволило Рэю Кроку
построить крупнейшую из корпораций? Вот основные принципы, которых
придерживался Крок в своей работе.
Сохранять лучшее
Когда в 1955 года Рэй Крок основал франчайзинговую компанию
"Макдоналдс систем инк.", он решил придерживаться той формы
обслуживания, которую изобрели братья Макдональд, совершенствуя и
стандартизируя ее, но не перестраивая.
Быть честным
Рэй Крок считал, что при продаже столь неопределенного, как права франчайзи, необходимо быть абсолютно искренним.
"Когда
торгуешь чем-то подобным, тебя любой может обозвать жуликом, - заметил
однажды Крок. - Но, если он видит, что ты с ним честен, ситуация
меняется. Я думаю, большинство клиентов верили в мою честность".
Той же позиции Крок придерживался и при выстраивании отношений с
поставщиками. В отличие от других ресторанов, готовых сменить подрядчика
ради незначительной скидки, Макдоналдс помогал своим поставщикам
зарабатывать честную прибыль.
Крок добился такой верности поставщиков, какой никогда не было в
ресторанном бизнесе. Те, кто выполнял требования его компании, могли
рассчитывать на регулярные заказы и своевременную оплату.
Упрощать сложное
Планируя создание общенациональной сети заведений, Крок понимал, что
эффективное развитие сети невозможно без тщательно отрегулированной
системы. Ему было важно привлечь к сотрудничеству тех предпринимателей,
которые были новичками в ресторанном бизнесе, поэтому Крок стремился
сделать систему максимально простой и понятной.
Находить лучшее решение
Крок не жалел времени и денег на постоянное совершенствование системы
обслуживания и поиск новых технологий. Только в улучшение качества
картофеля фри компания вложила более $3 млн. за 10 лет.
Крок постоянно анализировал и пересматривал методы работы Макдоналдса в следующих областях:
- качество продукции;
- отношения с поставщиками;
- оборудование и обучение франчайзи;
- контроль за деятельностью ресторанов на местах.
Соблюдать правила
Ключевым
фактором успеха Макдоналдс является строгое соблюдение стандартов в
работе и унификация используемых технологий. Стандартизация стала
основой философии компании.
В Макдоналдс была разработана подробная инструкция, которая делала производство компании похожим на сборочный конвейер.
В ней было указано, как разливать молочный коктейль, как запекать
гамбургеры, как жарить картофель. Там же было обозначено точное время и
температура готовки для каждого продукта и дана полная раскладка
компонентов всех блюд.
Руководство предписывало такой контроль качества, какого никогда не было в общественном питании.
Рэй Крок отличался фанатичной приверженностью к уровню качества, сервиса и чистоты. Аббревиатура "КСЧ", обозначающая эти три показателя, была придумана им для того, чтобы выделить Макдоналдс среди конкурентов.
"Есть время присесть, значит, есть время и прибраться" -
этот простой афоризм Крока наилучшим образом отражает его подход к
ведению бизнеса.
Пристрастие к чистоте сказывалось и на сотрудниках. Крок не переносил
мятых костюмов, непричесанных волос и грязных ногтей. И даже требовал
от работников держать в чистоте свои машины.
Быть внимательным к мелочам
Рэй Крок уделял серьезное внимание мелочам и незначительным деталям, снижающим эффективность работы.
Например,
когда работники пожаловались на то, что щипцы для укладки картофеля фри
в пакеты не удобны в работе, инженеры создали V-образную лопаточку, с
помощью которой можно было наполнить пакет одним движением.
Изобретенная картофельная лопатка и сегодня применяется во всех ресторанах Макдоналдс.
Старейший председатель правления компании, Фред Тернер, говорил:
"Нельзя упускать ни одной мелочи. Компромиссы недопустимы. Либо вы
следите за мелочами, и объемы продаж растут; либо вы не волнуетесь по
пустякам, и тогда становитесь посредственностью. В таком случае вам
нечего делать в бизнесе!"
Сохранять предпринимательский дух
Крок требовал от предпринимателей строжайшего соблюдения стандартов,
но при этом он позволял им продавать свои услуги тем способом, который
они считали целесообразным. В компании не только сохранялся
предпринимательский дух, но и вознаграждалось проявление личных
творческих способностей. Франчайзи не были солдатами организации - они
были корпоративными предпринимателями.
Делать ставку на долгосрочную прибыль
Крок неустанно призывал своих служащих ориентироваться на
долгосрочные прибыли, которых можно добиться качественной работой, а не
размениваться на сиюминутные выгоды, возникающие при поверхностном
отношении к делу.
"За успех приходится платить, как и за неудачу", "Никто из нас так не
хорош, как все мы вместе", - напутствовал Крок своих работников. Он
заверял их, что, если они будут хорошо работать, деньги появятся сами
собой.
Видеть людей, а не дипломы
Крок всегда делал ставку на таланты, на яркие личности и не тяготел к
интеллектуалам. Тем, кто склонен к серьезным размышлениям, он
предпочитал людей деятельных, активных и трудолюбивых.
Большинство первых служащих Макдоналдса, как и он сам, не оканчивало
колледжей. Крок всегда подыскивал подходящих людей, глядя на них самих, а
не на их дипломы или заслуги в других компаниях.
* * * * *
Если принципы Рэя Крока оказались Вам близки, то я рекомендую вам книгу Джона Ф. Лава "McDonald's. О чем молчит БИГМАК?". Легкость повествования, хороший перевод и необычные факты из истории становления Макдоналдс вам гарантированы.
|