Секрет успеха Генри Форда - автомобильного короля Америки
Генри Форд - автомобильный король Америки, лучший бизнесмен
двадцатого века, человек, для которого не существовало ничего
невозможного. Над ним смеялись, его боялись, ему завидовали, но самого
Форда это мало волновало - он неуклонно шел к своей цели.
Презирая менеджмент как таковой, он вошел в историю как гениальный
организатор производства, его идеи успешно внедрены и работают на
тысячах предприятий. Тем, кто создает и развивает свой бизнес, есть,
чему у него поучиться.
От часов к автомобилям
Если
верить легенде, Генри Форд решил делать автомобили после того, как в 12
лет упал с лошади. Из седла его в прямом смысле этого слова выбил вид
проезжающего локомобиля.
По другой версии легенды, Форд решил стать механиком, взорвав дома
чайник. Он наполнил его водой, заткнул носик и наблюдал за развитием
событий через кухонное окно. Когда чайник взорвался, из окон кухни
вылетели все стекла.
Генри Форд с детства прекрасно разбирался в
часах и даже хотел наладить свое часовое производство, но отказался от
этой идеи из-за того, что часы не были предметом массового спроса. Да и
рев моторов привлекал его намного больше тиканья часовых механизмов.
Правда, когда правительство США ввело общее часовое расписание
поездов в связи со строительством железной дороги, Форд создал часы с
двойным циферблатом (до этого время определяли по солнцу). Часы были
уникальны тем, что показывали два времени одновременно.
В начале двадцатого века автомобиль был роскошью, а не средством
передвижения. Машина была игрушкой для богатых и основное внимание
уделялось скоростным характеристикам. Для продвижения своей продукции
Генри Форд решил участвовать в гонках, что чуть не стоило ему жизни.
После этого он разыскал бесстрашного велогонщика Барни Олдфилда,
которого пьянила скорость, и тот выиграл несколько гонок подряд. На
призовые Форд в 1903 году основал собственную компанию Ford Motor
Company.
Секреты успешного производства Генри Форда
Постоянное улучшение было ключевым фактором работы Форда. Каждый
работник мог участвовать в развитии производства и предлагать, что и как
можно делать эффективнее.
"Работайте лучше, чем прежде, только таким путем можно оказать помощь и услугу для всех стран. Этого можно достигнуть всегда".
Форд неуклонно придерживался принципа: лучше продать большое
количество автомобилей с маленькой прибылью, чем малое количество с
большой. Выполнение невыполнимого и воплощение невозможного неизменно
сопровождало Ford Motor Company на всем пути ее развития и превращения в
лидера отрасли.
"Я наотрез отказываюсь считать что-нибудь невозможным. Я не
нахожу, чтобы на земле был хотя бы один человек, который был бы
настолько сведущ в известной области, чтобы мог с уверенностью
утверждать возможность или невозможность чего-нибудь".
Автоматизация всего, что только можно автоматизировать, стала
конкурентным преимуществом компании. На предприятиях Форда ни один
материал не обрабатывался от руки, ни один процесс не производился
вручную.
"Ни об одном ручном движении мы не думаем, что оно является наилучшим и наиболее дешевым".
В производстве Форд следовал следующим принципам:
- Рабочий не должен делать больше одного шага и наклоняться вперед или в стороны.
- Рабочий ничего не поднимал и не перетаскивал.
- Рабочий должен выполнять только одну простую операцию.
1 апреля 1913 года Форд запустил конвейер. После появления конвейера
на сборку автомобиля уходило 93 минуты, в то время как в других
автомобильных компаниях это занимало полдня.
После внедрения конвейерного производства Генри Форд сократил рабочий
день до 8 часов, ввел шестидневную рабочую неделю и стал человеком,
который "придумал" выходной.
Однообразие конвейерной работы позволило Форду принимать на работу
даже инвалидов, которые успешно справлялись со своими обязанностями.
Форд использовал принцип конвейера и в организационной структуре: каждый
сотрудник отвечал за вверенный ему участок работы.
Форд никогда не останавливался на достигнутом. Стремление сделать
автомобиль предметом массового спроса позволило Ford Motor Company стать
максимально ориентированной на клиента. Даже в период взрывных продаж
вопрос увеличения прибыли не был для Форда основным, что вызывало резкую
критику акционеров.
"Делать дела на основе чистой наживы - предприятие в высшей
степени рискованное. Это род азартной игры, протекающей неравномерно и
редко выдерживаемой дольше, чем несколько лет. Задача предприятия -
производить для потребления, а не для наживы или спекуляции".
В один год прибыль Ford Motor Company настолько превысила ожидания
Форда, что он добровольно вернул каждому купившему автомобиль по $50,
сказав:
"Мы чувствовали, что невольно взяли с нашего покупателя дороже на эту сумму".
Секреты эффективного управления Генри Форда
При наборе сотрудников Форд был категорически против "компетентных
лиц". Он считал, что "волна вынесет под конец способного человека на
место, принадлежащее ему по праву". Каждый человек, придя в компанию,
начинал с низов и имел равные со всеми шансы, а дальнейший рост и
продвижение были лишь вопросом его желания.
"Мы никогда не приглашаем компетентных лиц. Каждый должен
начинать с нижней ступени рабочей лестницы - старый опыт у нас ни во что
не ставится. Мы никогда не спрашиваем о прошлом человека - мы начинаем
ведь не прошлое, а человека. Он должен иметь только одно: желание
работать".
Что касается карьерного роста, то Форд верно отметил, что средний
работник больше дорожит приличной работой, чем повышением. Стремление
работников расти и сегодня, скорее исключение, чем правило.
"Едва ли более 5% всех тех, кто получает заработную плату,
согласится взять на себя сопряженные с повышением платы ответственность и
увеличение труда. Поэтому главная трудность, состоит не в том, чтобы
найти заслуживающих повышения, а желающих получить его".
На заводах Форда работало много иммигрантов, он расставлял их
вперемешку, чтобы пресечь праздные разговоры. Рабочим запрещалось
разговаривать друг с другом на темы, не касающиеся производства.
Дружеские отношения также не поощрялись.
"Собрания для установления контакта между отдельными лицами
или отделениями совершенно излишни. Чтобы работать рука об руку, нет
надобности любить друг друга. Слишком близкое товарищество может быть
даже злом, если оно приводит к тому, что один старается покрывать ошибки
другого".
Форд не любил курящих и полных людей, однажды он даже уволил одного
инженера, сказав: "Придешь, когда сбросишь 50 фунтов". Он никогда не
сообщал об увольнении лично. Сотрудник понимал, что он уволен, находя
утром разбросанные бумаги и разрубленные на куски стол и стул.
Форд мог в любой момент собрать всех руководителей компании и, не
обращая внимания на их отговорки, отправить в двухнедельный круиз. Если
работа без начальника шла хорошо, его ждало поощрение. Тех же, кто не
смог организовать самостоятельную работу подразделения, Форд увольнял.
Форд считал своих работников не подчиненными, а компаньонами и всегда
признавал свою зависимость от тех, кто создавал его продукцию. С января
1914 года он оповестил рабочих об участии их в прибылях компании.
"С того момента, когда предприниматель привлекает людей в
помощь своему делу, он выбирает себе компаньона. Никто не может быть
независимым, если зависит от помощи другого".
Генри Форд об успехе
"Достигнутые нами до сих пор успехи представляют из себя, в сущности,
результат некоего логического постижения: раз уж нам приходится
работать, то лучше работать умно и предусмотрительно; чем лучше мы будем
работать, тем лучше нам будет. Вот что предписывает нам, по моему
мнению, элементарный, здравый человеческий смысл".
"Ничто, действительно нас интересующее, не тяжело для нас. Я был
уверен в успехе. Успех непременно придет, если работать как следует".
"Человек добивается успеха, прикладывая усилия к преодолению
препятствий и прикладывая способности к служению потребностям других
людей. Большинство людей думают об успехе как о чем-то, чего надо
добиться; а на самом деле успех начинается с отдачи".
Генри Форд о деньгах
"Алчность к деньгам - вернейшее средство не добиться денег. Но если
служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается
сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке".
"Преобладающая
забота о деньгах, а не о работе, влечет за собою боязнь неудачи; эта
боязнь тормозит правильный подход к делу, вызывает страх перед
конкуренцией, заставляет опасаться изменения методов производства,
опасаться каждого шага, вносящего изменение в положение дел".
"Непомерно высокие цены всегда являются признаком нездорового дела,
неизбежно возникают из ненормальных отношений. Здоровый пациент имеет
нормальную температуру, здоровый рынок - нормальные цены".
"До
тех пор, пока руководитель будет ставить деньги выше служения, убытки
будут продолжаться. Убытки могут быть устранены только дальновидными, а
не близорукими умами. Близорукие думают о деньгах и вообще не видят
убытков. Они считают подлинное служение альтруистическим, а не
доходнейшим делом в мире".
Генри Форд о неудаче
"Гораздо больше людей сдавшихся, чем побежденных. Не то, чтобы им не
хватало знаний, денег, ума, желания, а попросту не хватает мозга и
костей. Грубая, простая, примитивная сила настойчивости есть
некоронованная королева мира воли".
"Кто боится неудач, тот сам
ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать
снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед
неудачей".
"Люди чудовищно ошибаются вследствие своей ложной
оценки вещей. Они видят успехи, достигнутые другими, и считают их легко
достижимыми. Роковое заблуждение! Наоборот, неудачи всегда очень часты, а
успехи достигаются с трудом. Неудачи получаются в результате покоя и
беспечности; за удачу же приходится платить всем, что у тебя есть".
|