Разбогатеть на экономных: стратегия успеха дискаунтера Aldi
24 июля 2010 года в городе Эссен (Германия) в возрасте 88 лет умер
Теодор Альбрехт, один из основателей компании Aldi. Концепция розничной
торговли, разработанная им и его братом Карлом произвела революцию в
европейском ритейле, и уже более полувека остается неизменно успешной.
"Мало кто оказал такое влияние на целый сектор экономики", - говорится в заявлении ассоциации розничной торговли Германии.
Cегодня сеть продуктовых дискаунтеров Aldi насчитывает 8 200
магазинов в 18 странах мира. А в Германии Вы легко доберетесь до
ближайшего Aldi за 20 минут. Оборот компании составляет порядка 45 млрд.
евро.
В 1948 году братья Альбрехт зарегистрировали совместную фирму
Albreht's Discount (сокращение Aldi появилось позже). Компания,
названная на американский манер, много позаимствовала у американской
розницы, в том числе, режим 100% самообслуживания, который для Германии
был новшеством.
Но ключом к успеху Aldi стала немецкая практичность. Точный
расчет и дисциплина позволяют Aldi работать и развиваться в условиях
жесткой экономии.
Девиз компании не менялся со времен ее
основания и звучит как "Качество выше - цены ниже". Сеть работает с
торговой наценкой 12% и прибылью 2%. Скрупулезным немцам удается держать
низкие цены, не теряя в качестве, несмотря на кризисы и мировой рост
цен.
Стратегия успеха
Большинство сетей работает в нескольких форматах, Aldi - только в
формате дискаунтера. Возможно, благодаря этому сеть считается самой
эффективной.
Магазины Aldi чаще всего размещаются в специально построенных и
отдельно стоящих зданиях площадью около 1000 кв. м. И в отличие от
большинства розничных сетей, арендующих торговые здания, компания
приобретает земельные участки в собственность.
Все магазины работают как филиалы компании: ни один из них не
является самостоятельным юрлицом, не имеет своей транспортной службы и
бухгалтерии.
Сеть стремится размещать свои магазины рядом с крупными
супермаркетами, чтобы покупатель всегда мог приобрести по соседству то,
что не нашел в Aldi. При четком позиционировании подход, работающий
безупречно.
Все магазины-дискаунтеры Aldi организованы по единым стандартам. В
какой бы из магазинов Вы ни зашли, Вы найдете привычную планировку и
выкладку товаров. Это позволяет покупателям легко ориентироваться в
любом магазине, а Aldi экономить на вывесках и указателях.
Все усилия Aldi направляет на расширение своей сети, и редко
афиширует свой выход на новый рынок. Конкуренты не успевают опомниться,
как у них под носом открываются немецкие дискаунтеры.
Aldi не тратит деньги на рекламу и не занимается
благотворительностью. Единственная реклама - еженедельник "Новости Aldi"
- в нем компания размещает информацию о ценах на свои товары и акциях,
ограниченных во времени.
В целях экономии площадей и денег в магазинах Aldi нет кафе или
отделов сопутствующих услуг. А в торговых залах нет стеллажей и витрин:
все товары размещаются в открытых коробках на паллетах. Aldi не
занимается скоропортящимися продуктами.
Дискаунтер нанимает "самых приветливых и самых быстрых людей".
Небольшой штат сотрудников магазина (обычно до 10 чел.) компенсируется
его слаженной работой. Управляющий магазина может наравне с подчиненными
стоять на кассе или принимать товар. Такой подход позволяет экономить
на персонале и предлагать сотрудникам зарплату на 30% выше, чем в
среднем по отрасли.
Ни в одном телефонном справочнике нет номеров магазинов Aldi. Это
сделано для того, чтобы звонки не отвлекали сотрудников. Для повышения
эффективности магазины отказались от круглосуточного обслуживания и
работы в воскресенье.
Для того, чтобы экономить и контролировать качество, в Aldi делают
ставку только на ходовые товары и предлагают продукты под собственным
брендом. Известно, что по качеству продуктов Aldi нередко превосходит
супермаркеты.
Если в обычном супермаркете предлагается в среднем 34 тыс.
наименований товара, то в Aldi их не более 1 тыс. На 85% ассортимент
магазина состоит из того, что люди покупают постоянно. А каждая товарная
позиция представлена только одним видом.
Благодаря строго выверенному ассортименту в магазинах высокая оборачиваемость.
Aldi не закладывает в стоимость товаров бесплатные пакеты и тележки.
Пакеты продаются на кассе, а тележки - сдаются в аренду. Залоговая
система избавляет компанию от затрат на сотрудников, которые собирают
тележки. Что касается корзин, то так как их часто воруют, в этом
магазине-дискаунтере их просто нет. Кроме того, посетители с тележками
больше покупают.
Дискаунтеры Aldi работают по системе оперативной закупки: в конце
рабочего дня менеджер производит учет оставшихся товаров и заказывает
на утро доставку нужных позиций.
Поставки в магазины идут через собственные распределительные центры,
каждый из которых обслуживает от 30 до 60 магазинов. Работы в компании
строго регламентированы, а на некоторые из них действуют нормативы:
например, время разгрузки одной позиции не должно превышать 2,83 сек.
Несмотря на то, что Aldi нацелена на экономных покупателей с
небольшим доходом, ее магазины становятся все более популярными среди
обеспеченных людей. Все дело - в скорости и качестве обслуживания.
Покупатели ценят, что в Aldi уважают свое и чужое время.
Aldi Nord
- Сеть продуктовых магазинов формата "жесткий дискаунтер"
- Выручка - 10,3 млрд евро (2009 г., без учета магазинов за пределами германии, данные Lebensmittel Zeitung).
- Чистая прибыль - 336 млн евро (без учета магазинов за пределами германии, данные Lebensmittel Zeitung).
|