Почему хорошие специалисты плохие предприниматели?
Хорошие специалисты - главные кандидаты в предприниматели и первые
претенденты на выход из рядов бизнесменов. Они больше мастера своего
дела, чем своего бизнеса. И все потому, что для них собственный бизнес -
это возможность заниматься тем, что им нравится, и так, как им
нравится. Но в нагрузку к свободе предпринимательства выдается кое-что
еще.
История одного бизнеса
У меня есть знакомая, назовем ее Света. Света всю жизнь стремилась к
тому, чтобы стать лучшим парикмахером. За 10 лет труда она добилась
того, чему многие позавидовали бы, и стала высококлассным мастером.
Проработав долго в известном салоне, она изучила всю кухню этого
бизнеса и наработала приличную базу клиентов. Вдохновленная примером
коллег, покинувших салон ради своего бизнеса, она решила, что пришло и
ее время уйти в свое.
Вскоре Света открыла салон, вложив в него все свои силы и
средства, в том числе и заемные. Там было все, как она хотела: лучшее
оборудование, комфортная мебель. То, что выбранное место было
непроходимым, Свету не смущало - ведь у нее была серьезная база
клиентов. По той же причине вложения в вывеску и стритлайн казались
ненужными.
Для того, чтобы отбивать затраты и гасить кредит, Свете приходилось
работать по 12 часов 7 дней в неделю. Через 2 месяца такого графика
вопрос о помощниках встал ребром. Через 8 месяцев от энтузиазма не
осталось и следа. Свету переполняли усталость и злость на сотрудников:
они воровали и делали все не так.
К тому же постоянные клиенты
привыкли к тем ценам и скидкам, которые были на прошлом месте работы
Светы. Чтобы их удержать, Света предложила аналогичные условия. В итоге
обороты росли, а прибыль падала. Привлекать новых клиентов Света
по-прежнему не хотела, боясь увязнуть в еще больших долгах.
Вскоре она призналась, что полностью истощена и
затормозилась в своем профессиональном развитии. Она задыхалась от
однообразия и рутины, а ее любимое занятие превратилось в каторгу.
Приход кризиса резко сказался на активности постоянных клиентов, а
новых практически не было. Бизнес окончательно ушел в минус. Вскоре
Света закрыла салон и вернулась к привычной жизни. Еще какое-то время о
предпринимательском опыте ей напоминали долги и обида.
Предприниматель - это 3 в 1
Возможно, этот пример покажется вам очевидным - со стороны оно ведь
всегда видней. Но хороший специалист часто так увлечен процессом, что
не замечает простых вещей. Его мышление оказывается слишком узким для
развития собственного бизнеса.
Он убежден: если хочешь, чтобы работа была сделана хорошо, сделай ее
сам. Ему легче все выполнить самому, чем объяснить или научить, а потому
делегирует он редко и часто от безысходности. В итоге первая проблема, с
которой сталкивается специалист - это нежелание и неумение обучать и
развивать персонал.
Ситуация осложняется также тем, что специалист не терпит системности,
поэтому ему трудно организовать процесс взаимодействия в компании. Эту
функцию в бизнесе выполняет управленец. Именно мышление управленца
позволяет координировать и отлаживать все процессы согласно стратегии.
А формирование стратегии развития - это уже плод мышления владельца
бизнеса. В отличие от специалиста и управленца, владелец бизнеса
устремлен в будущее, он - смелый мечтатель и вечный изобретатель. Именно
он двигает бизнес вперед и заставляет его меняться.
Обычно начинающий бизнесмен - это 70% специалиста, 20% управленца и 10% владельца бизнеса.
Секрет же успешного предпринимателя заключается в достижении баланса и
умении смотреть на собственный бизнес одновременно глазами специалиста,
управленца и владельца.
|