Чичваркин о хороших продавцах и о том, где их брать
"Продавцов нужно нанимать таких, чтобы на рабочем месте они чувствовали себя комфортно. Я не о комфортном сидении на жопе, а об удовольствии от обратной связи с покупателем. Хороших продавцов стимулирует то, что люди их постоянно благодарят. Они перезаряжаются благодарностью.
Где таких брать? Они должны успешно работать в другой компании. Я всегда "крал" понравившихся продавцов из других магазинов, не обязательно профильных: правильному продавцу все равно, что продавать. Я оставлял визитки тем, кто меня хорошо обслужил, и никогда не ошибался.
Другое и, на самом деле, самое главное качество хорошего продавца - наличие материальной цели. Если продавец говорит, что хочет работать за интерес, – он либо вор, либо жаждет власти. Нормальный человек хочет несколько лет или месяцев поработать продавцом, а потом уйти выше и зарабатывать больше.
Я поначалу не придавал этому значения и только со временем понял, что если на собеседовании будущий продавец складывает руки крышей домика и говорит, что главное - стабильность, - не жди ничего хорошего. Он никогда не будет рвать жопу.
Будет ныть, просить прибавки за выслугу лет, долго бороться за свои права, забывая при этом зашить дырку в носке. А когда у компании начнутся проблемы, аккуратно сольется.
К сожалению, российская власть делает все, чтобы таких людей стало больше, потому что они зависимы от подачек государства и управляются с помощью этих подачек. Но с такими людьми на Эверест не взойдешь и не сделаешь лучшую компанию в России.
Будучи еще в России, я показывал сотрудникам, сколько они могут зарабатывать на общих для всех условиях. Я встал за прилавок в "Евросети" и за два с половиной часа заработал 2500 рублей, примерно $100 по курсу того времени.
Получается, что я, как обычный продавец, могу работать по графику "два через два" и при этом путешествовать, иметь приличную машину и копить на квартиру. Другие продавцы мне сказали: "Тебе просто повезло с клиентами, а может быть, они даже подосланные".
На самом деле, хорошие продавцы у нас так и зарабатывали. Самый ленивый продавец где-нибудь в Курганской области, в Элисте или на Северном Кавказе зарабатывал 7000 рублей в месяц. Самый талантливый - в Москве - зарабатывал $7000. Разница в зарплате - 25 раз демонстрировала: если шевелишься - зарабатываешь".
Евгений коснулся одной из самых животрепещущих тем в продажах - быстрого выгорания. Единственное надежное средство от этого - удовольствие от общения с клиентами. Но для этого нужно элементарно научиться любить себя и начать не только брать, но и отдавать, дарить людям внимание и заботу.
Именно постоянный энергообмен дает новые силы. А стремление зарабатывать больше денег уравновешивает общение с клиентом так, чтобы оно не сместилось просто к общению.
Рекомендую прочесть:
- Роман Дорохов "Чичваркин и "К". Лужники - Лондон, или Путь гениального торговца"