Акио Морита: лидерство по-японскиНеизвестно,
как бы сложилась жизнь Акио Мориты, если бы в 25 лет он не решился
вместе с Ибукой Масару основать компанию "Токио цугин когё кабусики
кайса", будущую Sony Corporation. Он мог бы стать блестящим инженером или преподавателем, но точно не
одним из лучших торговцев и выдающихся бизнесменов своего времени. В Морите удивительным образом соединились мудрость Востока и
стремительность Запада. Проницательность, открытость и интуитивное
мышление - все эти качества помогли ему завоевать лидерство на
изменчивом рынке инноваций. Готовность менятьсяВ 1950 году, создав свой первый ленточный магнитофон, Морита и Ибуки
были уверены в том, что их товар "взорвет" рынок. Но вместо
оглушительного успеха их ждало разочарование. Магнитофон оказался
настолько новым товаром, что почти никто в Японии не знал, что это
такое. Люди не видели в нем необходимости и не хотели покупать. Два талантливых инженера были так одержимы идеей своего
уникального изобретения, что меньше всего задумывались о потребностях
рынка и планировании сбыта. Спустя 60 лет в мире бизнеса не многое изменилось. Не изменилась и
логика предпринимателей, влюбленных в свою идею, и, скорее всего, они
рассуждают так же, как тогда Морита с Ибукой. "Ибука был твердо убежден в том, что если мы
будем производить хорошие товары, будут и заказы. Я был с ним полностью
согласен. Мы полагали, что, сделав уникальный товар, мы разбогатеем. Нам
был преподнесен хороший урок". У Мориты хватило мудрости, чтобы усвоить урок, и смелости, чтобы
заняться тем, в чем он не разбирался - продажами и маркетингом. И его
решимость была вознаграждена - следующий продукт, портативный
радиоприемник, стал революционным на рынке. Позитивный настрой и энтузиазмЛичное обаяние, творческий темперамент и оптимизм, несомненно,
способствовали успеху Мориты в продажах и бизнесе. Говоря о том, как
важно мыслить позитивно, он любил рассказывать историю, известную многим
торговцам. В ней говорится о двух продавцах обуви, которых отправили в
Африку. Один из них позвонил и сказал: "Здесь никто не носит обуви. Нет
никаких перспектив для сбыта". Другой же воодушевленно заявил: "Пришлите
еще партию. Босым аборигенам совершенно нечего носить". На инновационном рынке, где изначально продается не товар, а идея,
едва ли можно выжить без энтузиазма. И иногда ради идеи, в которую
веришь, приходится бороться и рисковать. Так, чтобы запустить разработку плеера Walkman, Морите понадобилось
пойти на крайние меры. Его инженеры настаивали на том, что из-за
отсутствия функции записи устройство не будут покупать. Но что-то внутри подсказывало Морите: его
товар будет пользоваться спросом. И он сказал: "Если мы не продадим 100
000 штук к концу этого года, я откажусь от поста председателя компании". Walkman Sony был выпущен в 1979 году и стал самым популярным в мире звуковым устройством. Умение ждатьЯпонцы, в отличие от многих западных руководителей, готовы ждать
годами, прежде чем увидят плоды своей изобретательности, и мыслят в
долгосрочной перспективе. Для Мориты доля рынка была важнее немедленной прибыли компании, и именно это позволило Sony завоевать рынок. "Если руководство сфокусирует свое внимание только на
быстром получении выгоды, то оно будет работать только на осуществление
своих краткосрочных интересов" - говорил он. Способность брать ответственностьКогда у Мориты спрашивали, почему Sony добилась большего успеха, чем американские компании, он отвечал: "Америка - это общество оправданий. Никто не
берет на себя ответственность. Но руководство заключается в принятии
рискованных решений. Я думаю, что американцы слишком прислушиваются к
аналитикам, занимающимся вопросами безопасности, и консультантам". Морита всегда доверял своей интуиции и творческому мышлению больше, чем маркетинговым исследованиям и отчетам экспертов. киосковые ктп
|